ГигаБайт Hi-Fi

Hi-Fi терминология

Музыкальный сервер - это цифровой источник звукового сигнала, представляющий собой персональный компьютер, сконструированный для хранения и воспроизведения музыкальных файлов. Другие названия музыкального сервера - аудиосервер, файловый проигрыватель, цифровой аудиоплеер.
Зачем нужен музыкальный сервер? Ведь сигнал можно снимать, например, с выхода USB обычного компьютера.
К сожалению, цифровой сигнал с выхода USB обычного компьютера имеет высокий уровень джиттера. Более целесообразно, на наш взгляд, с цифрового выхода качественной звуковой карты музыкального сервера снимать сигнал, который не обладает таким недостатком. 
 
Джиттер или фазовое дрожание - это кратковременные фазовые отклонения цифрового сигнала от его идеального состояния. Причины возникновения джиттера в цифровых системах могут быть разными. Он может появляться как при преобразовании цифрового сигнала, так и во время его передачи. Наличие фазового дрожания цифрового сигнала приводит к появлению шумов и искажений полученного из него аналогового звукового сигнала, что отрицательно сказывается на качестве звуковоспроизведения. Поэтому в цифровых источниках звука стараются уменьшить джиттер. 
 
Аудиофайлы высокого разрешения - несжатые или сжатые без потерь цифровые файлы для точного воспроизведения звука, распространяемые через Интернет или другими способами для размещения на жёстком диске ПК - 24/192, 24/176,4 и т.п. Обычно аудиофайлы считаются файлами высокого разрешения (ВР), если они имеют частоту дискретизации 88,2 или 176,4 кГц (кратную 44,1 кГц) и 96 или 192 кГц (кратную 48 кГц) с разрядностью 24 бит. К файлам ВР относятся также файлы, полученные в результате кодирования аудиосигнала с применением технологии прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital) с использованием частоты дискретизации 2822,4 или 5644,8 кГц.
 
WAV, FLAC, WMA, AIFF, DSDIFF и DSFF - форматы (кодеки) без потерь, полученные в результате кодирования аудиосигнала с использованием ИКМ (импульсно-кодовая модуляция, англ. PCM). DSDIFF, DSFF – форматы, полученные с применением технологии прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital).
 
High Definition Compatible Digital (HDCD) — совместимый цифровой диск высокого разрешения — формат цифровой записи с улучшенным качеством звука по сравнению со стандартным компакт-диском, содержащий цифровой код с 16-разрядным квантованием уровня при частоте дискретизации 44,1 кГц. Диск, кодированный в системе HDCD, можно воспроизводить на любом проигрывателе компакт-дисков, но наилучший звук достигается на проигрывателе, укомплектованном декодером HDCD. 
 
BIAMPING - двухусилительная схема подключения, когда каждую полосу частот усиливает отдельный усилитель; таким образом, для пары двухполосных колонок потребуется четыре канала усиления.

BIWIRING - двухкабельная схема подключения, требующая наличия у каждой колонки двух пар клемм и разделительного фильтра. Также необходимо иметь двойную пару акустических кабелей, которые подсоединяются соответствующим образом к усилителю.

TRIAMPING/TRIWIRING - способ раздельного подключения ВЧ-, СЧ- и НЧ-динамиков трехполосных громкоговорителей по аналогии с biamping/biwiring. Для этого необходимо иметь три кабеля (triwiring) и три стереоусилителя (triamping).

БАС - низкие частоты (НЧ) сигнала, довольно сложные для воспроизведения. Если в обзоре сказано, что бас медленный, это означает, что он «бубнит» и может мешать музыке. В идеале хороший глубокий бас помогает улучшить передачу темпа и ритма.

ВЧ - высокие частоты. Когда мы говорим, что ВЧ «плещут», это означает, что тарелки, например, звучат расплывчато, а не собранно и четко.

ВАТТ - единица измерения мощности. Чем больше ватт, тем громче звучит система, однако громкость звука также зависит от чувствительности АС и размеров комнаты.

ВИНТОВЫЕ КЛЕММЫ - выводы громкоговорителей имеют специальные муфты с резьбой для зажима оголенных проводов или разъемы для однополюсных штекеров типа «банан».

ДВОЙНОЕ МОНО - конструкция некоторых усилителей, предусматривающая независимые цепи обработки правого и левого стереоканалов, что позволяет избежать взаимопроникновения каналов.

ИМПЕДАНС (СОПРОТИВЛЕНИЕ) -электрическое свойство нагрузки на усилитель со стороны АС. Колонка с низким импедансом забирает больший ток от источника, с высоким - меньший, вот почему предусмотрено его минимальное значение. В идеале АС должны обладать стабильными характеристиками импеданса.

КРОССОВЕР - электрическая цепь, обычно расположенная внутри АС которая разделяет поступающий сигнал на две части и посылает высокие частоты на ВЧ-динамик, а низкие - на НЧ-излучатель.

ОКРАШИВАНИЕ - окрашивание звука - это искажение натурального характера передачи музыки. Является нежелательным фактором, так как слушателю вряд ли понравится бухающий бас или гнусавые СЧ.

ПОРТ ФАЗОИНВЕРТОРА - используется для расширения НЧ-диапазона. Фронтальное расположение обеспечивает больше гибкости в установке, чем тыловое, которое, однако, способствует увеличению низов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОЩНОСТЬ - паспортная мощность усилителя, при работе с которым АС максимально продемонстрируют свои достоинства. Учтите, что повредить колонки проще усилителем низкой мощности, работающим с искажениями на высоком уровне громкости, чем усилителем высокой мощности.

ПЕРЕДИСКРЕТИЗАЦИЯ (oversampling) - технология, используемая в цифровых проигрывателях (CD и DVD) для уменьшения шумов и помех после цифро-аналогового преобразования. Чем выше частота, с которой производится выборка сигнала, тем меньше шум. Передискретизация с повышением частоты в 256 раз фактически полностью устраняет любой шум. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ - диапазон частот, в котором воспроизводится большинство инструментов и вокал. Этот диапазон крайне важен для естественного звучания голосов и инструментальной музыки.

ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН - указывает, какую минимальную и максимальную частоту воспроизводит громкоговоритель. Реальные показатели могут изменяться под влиянием таких факторов, как комната прослушивания и установка колонок.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АС - уровень звукового давления, который измеряется на расстоянии 1 м при подаче сигнала в 1 Вт (или 2,83 В). Колонки с более высокими показателями легче раскачать.

ШИПЫ - придают колонкам устойчивость и делают звучание более открытым. Если вы беспокоитесь за судьбу свежего паркета, подложите под шипы пятирублевые монеты.

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ КОЛОНКИ - колонки, воспроизводящие звук с помощью колебания тонкой легкой диафрагмы, на которую подается высокое напряжение.

AV-ПРОЦЕССОР - устройство для декодирования многоканальных саундтреков и управления громкостью (блок усилителя отсутствует).

AV-РЕСИВЕР - (англ. AV receiver — audio-video receiver) — многоканальный усилитель с декодерами цифрового аудиопотока, тюнером и коммутатором аудио- и видеосигналов для бытового применения в системах домашнего кинотеатра. При отсутствии тюнера аппарат называют AV-усилителем. Он также может объединяться с DVD-проигрывателем или разделяться на блок AV-процессора и блок усилителей мощности. Может преобразовывать звуковые и видеоформаты.

AV-УСИЛИТЕЛЬ - многоканальный усилитель с аудио- и выдеовходыми. Обычно в нем присутствуют декодер пространственного звучания и входы для различных источников сигналов.

Blu-ray DiscBD (англ. blue ray — синий луч и disc — диск; написание blu вместо blue — намеренное) - формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости. Стандарт Blu-ray был совместно разработан консорциумом BDA. Первый прототип нового носителя был представлен в октябре 2000 года. Современный вариант представлен на международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES), которая прошла в январе 2006 года. Коммерческий запуск формата Blu-ray прошёл весной 2006 года.

Blu-ray (букв. «синий луч») получил своё название от использования для записи и чтения коротковолнового (405 нм) «синего» (технически сине-фиолетового) лазера. Буква «e» была намеренно исключена из слова «blue», чтобы получить возможность зарегистрировать торговую марку, так как выражение «blue ray» является часто используемым и не может быть зарегистрировано как торговая марка.

С момента появления формата в 2006 году и до начала 2008 года у Blu-ray существовал серьёзный конкурент — альтернативный формат HD DVD. В течение двух лет многие крупнейшие киностудии, которые изначально поддерживали HD DVD, постепенно перешли на Blu-ray. Warner Brothers, последняя компания, выпускавшая свою продукцию в обоих форматах, отказалась от использования HD DVD в январе 2008 года. 19 февраля того же года Toshiba, создатель формата, прекратила разработки в области HD DVD. Это событие положило конец так называемой второй «войне форматов».

Full HD - если в HD-формате изображение состоит из 720 горизонтальных линий, то в Full HD оно образовано из 1080 линий. Потенциально этот формат лучше приспособлен для создания более детальной картинки. 

HD Ready - описывает возможность телевизионных приёмников отображать сигналы телевидения высокой чёткости. Термин официально используется в Европе с января 2005 года, когда Европейская отраслевая ассоциация информационных систем, телекоммуникационных технологий и бытовой электроники (EICTA) анонсировала этот логотип.

EICTA ввела логотип как (стандартизированный) знак качества для разграничения устройств отображения, способных обрабатывать и отображать сигналы телевидения высокой чёткости. Логотип присуждается на основании минимальных функциональных требований, что подробно описано в условиях «EICTA conditions for HD Labeling of Display Devices».

BIT RATE - скорость передачи цифрового потока данных. Понятие актуально в связи с записью и воспроизведением компрессированного звука (форматы сжатия MP3 / WMA / AAC / ATRAC-3). Типичные значения «битрейта» для MP3-записей составляеют 64–256 кб/с (наиболее распространенное – 128 кб/с). Существуют системы, поддерживающие переменный битрейт. 

DAB (DIGITAL AUDIO BROADCASTING) - цифровое радиовещание. Обеспечивает чистое звучание без фонового шипения.

HDСР - система защиты цифровых данных от копирования в интерфейсах HDMI/DVI.

HDMI - цифровой выход для видео- и аудиоинформации.

HDTV - телевидение высокой четкости, его разрешение почти в шесть раз превосходит по качеству картинку с обычного DVD.

OSD (ON SCREEN DISPLAY) - индикация на экране. Используется для отображения статуса аппарата или экранных меню настроек. 

THX - стандарты для аппаратуры домашнего кинотеатра, разработанные LucasFilm, которые призваны гарантировать определенное качество воспроизведения звука. Для реализации этого стандарта электроника и АС должны точно соответствовать определенным параметрам.

WRAT (Wide Range Amp Technology) (ONKYO) - схема усиления с расшириным частотным диапазоном и высоким мгновенным током.

AUDYSSEY - система автокалибровки звучания. Работает как в частотной так и во временной области.

DTS-HD Master Audio - обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом — значительно большим, чем на стандартных DVD. Максимальный битрейт ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD. DTS-HD Master Audio поддерживает до 7.1 аудио каналов с частотой 96 кГц (192 кГц для двух каналов) и разрядностью 24 бита. Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS и может доставлять 6 каналов звука с удвоенным, по сравнению с обычными DVD, разрешением.

DOLBY TrueHD - является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

DTS (DTS Surround Sound) - формат звука, созданный Digital Theater System, конкурирующий со схожим Dolby Digital. Формат DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, так что теоретически он звучит лучше. Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround. DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука. DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с).

Dolby Digital (AC-3, ATSC A/52) - система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» («Dolby Labs»), руководимой Реем Долби, пионером аудио- и видеопромышленности.

Формат стандартизирован Advanced Television Systems Committee, ему присвоен код A/52, Dolby Digital (DD) является торговой маркой.

Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе, что и фильм, позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, а также обеспечивает абсолютную синхронность изображения и звука.

HQV (ONKYO) - совершенный процессор для качественной обработке видео сигнала.

RIHD (ONKYO) - протокол (шина) управления телевизором через HDMI кабель.

Vector Linear Shaping Circuitry (ONKYO) - система векторного линейного формирования сигнала для устранения импульсных шумов.

Antiskating (антискейтинг) - при движении иглы звукоснимателя в результате трения о стенки канавки возникает сила, направленная к центру пластинки. Из-за нее давление иглы на внутреннюю стенку канавки увеличивается, а на внешнюю - ослабляется. Следствием является неравномерный износ стенок, иглы и повышенные искажения в правом канале из-за плохого контакта. Для борьбы с этим явлением в тонармах применяется компенсация скатывающей силы или антискейтинг. Компенсация создает обратное усилие, направляющее тонарм от центра пластинки. Поскольку величина скатывающего усилия зависит от давления иглы на пластинку, шкала антискейтинга тоже проградуирована в граммах. Компенсация устанавливается а соответствии с прижимным усилием головки звукоснимателя. Конструкция компенсаторов различна. Чаще всего используются дополнительные грузики, закрепленные на нити, спиральные пружины, а в тонармах Rega - даже магниты, имеющие направление одноименных полюсов навстречу друг другу.

Anti-skate adjustment - регулировка антискатывающей силы это регулировка величины силы, приложенной к тонарму и компенсирующей его естественную тенденцию скатываться к центру диска.

АЕS/EBU interface - интерфейс АЕS/EBU, профессиональная система передачи цифрового звукового сигнала. Кабели стандарта АЕS/EBU  — симметричные, с трехконтактными XLR-разъемами. Этот стандарт используется и в бытовой технике. Название является аббревиатурой от Audio Engineering Society и European Broadcasting Union.

Аудиофайлы высокого разрешения 24/192, 24/176,4 и т.п. – несжатые или сжатые без потерь цифровые файлы для точного воспроизведения звука, распространяемые через Интернет или другими способами для размещения на жёстком диске ПК. Обычно аудиофайлы считаются файлами высокого разрешения, если они имеют частоту дискретизации 88,2 или 176,4 кГц (кратную 44,1 кГц) и 96 или 192 кГц (кратную 48 кГц) с разрядностью 24 бит. Разрядность 20, 22 или 32 бита встречается реже.

Для целей точного звуковоспроизведения файлы должны быть представлены в форматах без потерь. Чаще всего используются форматы (кодеки) WAV, FLAC, WMA и AIFF.  WAV (Waveform Audio Format) – формат, который обычно применяется в качестве оболочки для несжатого звука, оцифрованного с использованием ИКМ. FLAC (Free Lossless Audio Codec — свободный аудиокодек без потерь) – популярный формат для сжатия аудио, который не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной аудиоаппаратуре, так и для хранения аудиоколлекции на жёстком диске. WMA (Windows Media Audio) – формат со сжатием, разработанный компанией Майкрософт (США). Для точного воспроизведения звука предпочтительнее использовать его версию Lossless (без потерь). AIFF (Audio Interchange File Format) был разработан компанией Apple Computer (США) в двух версиях: с сжатием и без сжатия, и чаще всего используется в компьютерах Apple Macintosh. Существуют также другие форматы для хранения и воспроизведения аудиофайлов.

Аудиофайлы высокого разрешения (ВР) могут представлять собой точные копии студийных мастер-файлов (бит в бит) или их варианты с передискретизацией. Чтобы разместить такие файлы на музыкальном сервере, их можно скачать из Интернета, перенести с другого ПК, флэш-памяти  или оптического диска. Примером последнего являются диски HRx, описанные ниже.

HRx – выпускаемые компанией Reference Recordings (США) диски DVD-R, содержащие аудиофайлы ВР. Аудиофайлы 24 бит/176,4 кГц записаны в несжатом формате WAV и  предназначены для переноса на жёсткий диск музыкального сервера или обычного ПК.

С точки зрения качества звука компания Reference Recordings  достигла высочайшего уровня точности звуковоспроизведения, поскольку аудиофайлы на дисках HRx являются точными «бит в бит» копиями студийных цифровых мастер-файлов. Необходимо отметить, что подобные диски под названием SMRD (Studio Master Reference Disc – референсный диск студийной записи) с аудиофайлами ВР 24 бит/96 кГц, 24 бит/192 кГц и даже 32 бит/192 кГц выпускает также компания Unipheye Music (США).

Подробнее: www.referencerecordings.comwww.unipheyemusic.com

USB Audio Card (USB аудио-карта) – название флэш-памяти, помещенной в пластиковую карточку размером с кредитку и используемой в качестве средства для записи и хранения аудиофайлов ВР. USB аудио-карты выпускаются компанией Cardas, известным производителем аудиофильских кабелей из США. При нажатии на край пластиковой карточки разъём USB переводится в рабочее положение, и аудио-карта может быть подсоединена к порту USB 2.0 музыкального сервера или обычного ПК. Аудиофайлы с USB Audio Card переносятся на жёсткий диск или воспроизводятся непосредственно с аудио-карты. Они представляют собой музыкальные файлы ВР, чаще всего формата WAV 24/96.  Компания звукозаписи EMI для размещения всего каталога дисков Битлз в формате 24/44,1 также использует USB флэш-память (объёмом 16 ГБ).

Подробнее: www.cardas.com/audiocards

 

SACD (Super Audio Compact Disc), супер-аудио компакт-диск (для краткости - супер-аудио диск) – самый распространённый к настоящему времени цифровой аудиоформат ВР, разработанный компаниями Sony и Philips в 1999 г.

 

 

 

 

 

Супер-аудио диск имеет такой же размер, как и обычный компакт-диск, но, в отличие от последнего, его рабочая поверхность золотистая, а не серебристая. Более высокое качество звука достигается за счёт использования более совершенной технологии кодирования и сжатия, и увеличения скорости передачи данных.

Для кодирования аудиосигнала применяется технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), причём звуковой поток с оригинала переводится в цифровой вид с использованием частоты дискретизации 2822,4 кГц, что в 64 раза превышает частоту дискретизации компакт-диска. Уменьшение уровня сигнала кодируется как 0, увеличение - как 1. Это позволяет, с одной стороны, цифровому сигналу на супер-аудио диске максимально приблизиться к оригиналу, а с другой стороны – достичь таких параметров звучания (в том числе, динамического диапазона и частотной полосы), которые не были доступны при аналоговой звукозаписи. Супер-аудио диск может воспроизводить звуковой сигнал с полосой частот до 100 кГц (обычный компакт-диск - до 20 кГц), а его динамический диапазон превышает 120 дБ (у компакт-диска - 96 дБ). Для сжатия данных используется метод компрессии без потерь - Direct Stream Transfer (DST), уменьшающий  объём исходного цифрового потока примерно в два раза. Продолжительность звучания супер-аудио диска достигает 109 минут.

Запись на супер-аудио диске может быть одноканальной (моно), двухканальной (стерео) или многоканальной (до шести звуковых каналов). На гибридном супер-аудио диске (Нybrid SACD) имеется два слоя: на одном из слоёв содержится запись в формате SACD, на другом - в формате CD. Такие диски можно слушать и на обычных CD-проигрывателях. Для прослушивания записи в формате SACD  требуется специальный SACD-проигрыватель. На супер-аудио дисках используется защита от цифрового копирования.

Подробнее: www.super-audiocd.com/aboutsacd/?l=en

DVD-аудио (DVD-Audio) – цифровой формат, предназначенный для хранения аудиоинформации на DVD диске, специально разработанный для высококачественного воспроизведения звука в 1998 г.

Формат поддерживает частоты дискретизации кратные 44,1 кГц (88,2;176,4 кГц) и 48 кГц (96;192 кГц) с разрядностью 16, 20 или 24 бит. Для кодирования аудиоданных в несжатом виде используется линейная ИКМ (импульсно-кодовая модуляция, англ. LPCM – linear pulse code modulation), а для увеличения количества данных на диске используется метод компрессии без потерь, разработанный британской компанией Meridian Audio, - MLP (Meridian Lossless Packing).

Этот метод компрессии обеспечивает эффективность кодирования, достаточную для размещения на DVD-аудио диске шести каналов ВР. Как и в системе кодирования для супер-аудио диска, метод MLP обеспечивает отличную, с точностью до бита, верность воспроизведения исходных данных и не приводит к снижению качества звука. Суть этого метода заключается в том, что распакованный в реальном масштабе времени сжатый поток данных MLP абсолютно идентичен потоку данных до компрессии. Объём данных на диске при ИКМ модуляции может составлять до 4,7 Гб. Использование метода компрессии MLP обеспечивает примерно двукратное сжатие аудиоданных.

DVD-аудио диск обеспечивает частотный диапазон от 5 до 96000 Гц (до 48000 Гц для многоканальной записи), динамический диапазон до 144 дБ и время звучания до 74 мин. Максимальный битрейт – 9,6 Мб/с. Среди преимуществ этого формата можно отметить такие, как высокая точность звуковоспроизведения, большой динамический диапазон, возможность хранения многоканального звука и воспроизведения диска на компьютере, а также тот факт, что на студиях звукозаписи в основном используется формат кодирования ИКМ, что позволяет переносить студийные аудиофайлы на DVD-аудио диск без дополнительной перекодировки.

DVD-аудио диск может содержать как аудио- (каталог AUDIO_TS), так и видеоданные (каталог VIDEO_TS), расположенные в группах (максимум 9 групп), в каждой из которых может быть до 99 треков. Видеоинформация обычно представляет собой меню, информацию о музыкальных произведениях и исполнителях, а также фото и видеофрагменты. Для совместимости с проигрывателями обычных DVD-видео дисков иногда может присутствовать аудиосигнал объёмного звука в форматах Dolby Digital и DTS.

 

DualDisс является двухсторонним диском и содержит на одной стороне запись в формате DVD-аудио, а на другой – в формате СD.

Его толщина (1,6 мм) немного больше, чем у любого из обычных дисков (1,2 мм), и он может не проигрываться на некоторых проигрывателях. Несмотря на многообещающее начало в 2004 г. и достаточно большое количество вышедших дисков выпуск новых дисков этого формата в настоящее время практически прекращён. Подробнее: www.dualdisc.com

 

DAD (Digital Audio Disc) и HDAD (Hybrid Digital Audio Disc) – разновидности DVD-дисков, в которых для записи звука используется формат DVD-видео, что позволяет прослушивать их на любых DVD-проигрывателях.

При этом DAD – это односторонний диск, а HDAD – двухсторонний диск, на одной стороне которого звук записан по спецификации DVD-видео, а на другой – по спецификации DVD-аудио.  Обе стороны содержат ИКМ-кодированные звуковые файлы ВР, однако на одной стороне – это файлы 24 бит/96 кГц (DVD-видео), а на другой – файлы 24 бит/192 кГц (DVD-аудио). DAD- и HDAD-диски содержат также различную видеоинформацию.  Примечательно, что на этих дисках, в отличие от супер-аудио и DVD-аудио дисков, не используется защита от копирования. Форматы введены фирмой Classic Records (США) и не получили широкого распространения, хотя на их логотипах прямо указано: «звук мастер-ленты».

Подробнее: www.classicrecords.com

 

SuperDisc Music – представляет собой DVD-диск, содержащий несколько вариантов многоканальной звукозаписи, соответствующих различным акустическим условиям микширования, причём слушатель может выбирать любой вариант, исходя из своих предпочтений, начиная с «первого ряда зала» или «в своей комнате» и заканчивая «на сцене» или «в студии».

На диске размещается несколько вариантов многоканальной записи в форматах Dolby Digital, DTS 24/96, стереозапись ВР в формате ИКМ 24/96, а также сопутствующая видеоинформация. Кроме этого, в комплекте с супер-диском идёт обычный компакт-диск.

SuperDisc введён в 2005 г. компанией Monster Cable Products, Inc. (США), известным производителем высококачественных кабелей для аудио- и видеосистем. По словам представителей компании звуковые стереофайлы являются точными копиями  студийных мастер-файлов, а многоканальный звук был смикширован с этих же источников с особой тщательностью. Супер-диски содержат специально подготовленные для скачивания цифровые музыкальные файлы (к сожалению не в форматах ВР), которые могут быть перенесены на жёсткий диск ПК. Для тех, кто хочет использовать музыку в мобильных устройствах, супер-диск содержит также готовые к употреблению файлы, закодированные в AAC, WMA, Apple Lossless, а также в формате Dolby Headphone.

Подробнее: www.monstermusic.com

 

MVI (Music Video Interactive) – ещё одна разновидность DVD-диска, который кроме хранения аудио- и видеоинформации даёт возможность с помощью ПК в интерактивном режиме создавать собственные мелодии для мобильных телефонов, иконки, обои для рабочего стола и пр.

Аудиозапись на диске MVI обычно представлена в виде ИКМ-кодированных стереофайлов 24 бит/48 кГц, но может содержать также вариант с более высокой частотой дискретизации.

Подробнее: www.mvimusic.com

 

Blu-ray Audio – диск, предназначенный для звуковых файлов ВР в соответствии со спецификацией Blu-ray Disc (BD) – формата оптических дисков последнего поколения.

BD в основном используется для записи и хранения видео высокой четкости, но может содержать также различные данные повышенной плотности, в том числе звуковые файлы ВР. Хотя формат Blu-ray был запущен в 2006 г., до настоящего времени диски Blu-ray Audio не получили широкого распространения.

Подробнее: www.blu-raydisc.com

Отрицательная Обратная Связь

 В аудиофильском сообществе широко распространено мнение о вредном, даже убийственном влиянии отрицательной обратной связи (ООС) для звука. Так ли это?

    Для начала неплохо разобраться в том, что такое обратная связь вообще и отрицательная обратная связь в частности.

    Простой пример. Возьмите ручку и напишите на листе бумаги предложение из нескольких слов. А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. То, что вы получите во втором случае - это и есть результат ваших действий без ООС.

   В первом случае зрение выполняло роль цепи ООС, позволяя нашему мозгу сравнивать образы символов с заложенными в нашей памяти и выверять размеры знаков, паузы между словами и направление строк. Т.е. ООС находила ошибку и позволяла нам её исправлять. Во втором случае всё зависело только от совершенства человеческой "механики". А она, увы, несовершенна. Таким образом мы понимаем, что обратная связь - это механизм получения информации о совершенном (или совершаемом) действии. А отрицительная обратная связь - еще и способ обнаружения и исправления ошибок, допускаемых в процессе выполнения этого действия.

   Похожую картину мы имеем и в усилительных устройствах, являющихся основой аудиотехники. Качество звукового музыкального сигнала будет зависеть не только от схемы и качества комплектующих, но и от работы системы, устраняющей ошибки - ООС.

   Напрашивается вопрос: "Если применение ООС - такое чудесное средство, почему же оно не находит в аудиотехнике повсеместного применения? А там, где находит, почему не приводит к чудесному результату?"

   В идеале ООС и должна иметь только положительные последствия. Но проблема в том, что эффективное применение ООС сопряжено с целым рядом теоретических и технических трудностей, которые далеко не все производители в состоянии преодолеть. И в таких случаях ООС действительно приводит к ухудшению музыкальной картины, что мы довольно часто наблюдаем. Как следствие - пропаганда устройств без ООС, которые в неумелых руках всё же как-то работают.

   В случае же комплексного решения этих самых "теоретических и технических трудностей" есть возможность использования ООС исключительно во благо, добиваясь от аудиокомпонентов минимального вмешательства в тонкую материю звука и музыки.

Электропитание аудиосистем.

 Очень много дебатов по поводу организации электропитания аудиосистем. Реально никаких дебатов быть не должно, так как в профессиональной сфере все вопросы, касающиеся организации питания для различных чувствительных к помехам систем, давно известны. А дело именно в помехах. А точнее, в их проникновении в части системы. Всем известно, что сеть наша богата электрическими помехами, происхождению которых мы обязаны обилию электротехнических устройств (холодильников, стиральных машин), а последние годы — и обилию компьютеров. Кроме этого, устройства, входящие в аудиосистему не только чувствительны к помехам электросети, но и сами продуцируют некоторые виды помех, которые, попадая в соседние устройства, отрицательно влияют на звучание системы.

   В идеале все компоненты аудиосистемы для правильной работы должны взаимодействовать только через сигналы, передающиеся по сигнальным кабелям. Любые другие взаимодействия, в том числе и через систему питания, должны быть убраны.

    Для этого мы должны поставить между общей электросетью и аудиосистемой фильтр, который предотвратит проникновение помех из сети в систему или значительно снизит их влияние. Но если ограничиться только этим, то можно получить отрицательный эффект, поскольку возрастает взаимовлияние компонентов, совместно отгороженных от общей сети.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо поставить фильтры, предназначенные для каждого отдельно взятого компонента.

   Но и это ещё не всё. Отрицательно повлиять на работу трансформаторов питания каждого компонента и заставить их излучать больше помех может постоянная составляющая, присутствующая в общей сети. Чтобы избавиться от неё, необходим т. н. развязывающий (или изолирующий) трансформатор.

   Так вырисовывается состав устройства, позволяющего дать аудиосистеме оптимальное питание. Со стороны сети — общий фильтр электромагнитных помех. Далее — развязывающий трансформатор, далее — отдельные фильтры для каждого потребителя. Такое устройство можно назвать оптимизированным фильтром питания.

   Может ли такой фильтр полностью (в абсолюте) решить все проблемы связанные с сетевым питанием? Практика показала, что в очень большой степени «да». Улучшаются все параметры системы: разрешение, динамика, сцена и т. д. Более того, применение фильтра делает необязательным прокладку отдельной линии питания. Но если у вас система очень высокого уровня, то применение в ней высококачественных сетевых компонентных кабелей не помешает.

«Аудиофильские» комплектующие и их влияние на звук.

Эта статья посвящена деталям. Тому, о чём нормальный аудиофил вообще думать не должен.

   Сразу договоримся о следующем:

   Каждая деталь в электронике (и в аудиотехнике соответственно) имеет свойства, строго определяющие границы её применения. Эти свойства описываются электрическими параметрами. Основные указываются в маркировках элементов. Второстепенные можно найти в соответствующей технической документации. Но есть ещё свойства, не указанные в документах. Зависящие от материалов и технологии изготовления и не влияющие на область применения, но влияющие на прохождение сложных сигналов. В аудиотехнике подобные свойства могут влиять на звучание. Те детали, благодаря установке которых в аудиоустройство проявляется положительная заметность некоторых частей звукового спектра, принято относить к «аудиофильским».

Какова же степень влияния подобных «аудиофильских» деталей на качество звучания аппаратуры? Если под качеством понимать набор технических параметров, то надо признать, что влияние таких деталей отсутствует полностью.

   Если же оценивать влияние таких деталей на звук субъективно, то выделение ими заметности определённой части звуков может повлиять на систему как положительно так и отрицательно.

   Особенно сильно это проявляется в системах, построенных по старым традиционным технологиям: в ламповых усилителях без ООС или с малой её глубиной (особенно однотактных), старых транзисторных устройствах (или современных, но так же построенных на базе старых схемных решений).

   Но существует и другая ситуация, при которой влияние комплектующих будет ничтожно. Это в тех случаях, если устройство построено с применением глубокой отрицательной обратной связи (ООС). В этом случае «звуковые» особенности будут зависеть исключительно от схемных решений. А влияние на звук «аудиофильских» деталей уменьшается обратно пропорционально влиянию ООС.

  Например, если применена ООС, в 100 раз уменьшающая искажения, то и в 100 раз уменьшится заметность влияния деталей на звук.

  Это вовсе не значит, что в таких случаях надо вовсе отказаться от «аудиофильской» комплектации. Это значит, что применять её надо взвешенно, лишь там, где в этом есть реальная необходимость.

  Отдельно надо остановиться на деталях, установленных в цепях питания устройств, так как ООС не оказывает на «сглаживание» их свойств прямого действия.

  Если ваше устройство спроектировано и собрано корректно, то в цепях питания вполне достаточно применения деталей, ориентируясь на их технические свойства.

  Если же вы желаете придать звуку какую-либо специфическую окраску, то в этом вам поможет «аудиофильская» комплектация.

 

© 2018 ГигаБайт Hi-Fi. All rights reserved.
http://hifizp.com.ua/help/terminologiya-hi-fi.html

Посл. обновление 07:03 am EEST, мая 17, 2012